
Контакты для оказания ситуационной помощи
Skype:
9191-Gomel
Viber/WhatsApp:
+375(25)602-41-17
Факс:
+375(232)28-07-90
Короткий номер
SMS/MMS: 9191
Регистратура ГГКП №11:
+375(232)93-98-38
+375(232)93-98-00
+375(44)770-90-36
Ереминская АОП:
+375(232)96-32-76
Большевитская АОП:
+375(232)93-63-89
Азделинский ФАП:
+375(232)99-45-23
При экстренной помощи прибегайте к помощи центров приёма-передачи сообщений от лиц с нарушением слуха в экстренные и иные службы, расположенных в областных центрах Республики Беларусь
Информация по оказанию ситуационной помощи
- Оказание помощи должно проводиться только с согласия инвалида, после уточнения характера и объема необходимой помощи, порядка её оказания непосредственно с инвалидом при посещении учреждения.
- При возможности необходимо уточнять характер и объем необходимой помощи до посещения учреждения (например, по телефону регистратуры при записи на прием с учетом имеющихся у инвалида нарушенных функций).
- Помощь на входе в учреждение должен уметь оказать любой сотрудник учреждения. Для оказания помощи при выходе из учреждения, передвижении внутри учреждения назначаются сотрудники, подготовленные (способные) для оказания помощи.
- Осуществление тактильного контакта или иного вмешательства в личное пространство только после согласия инвалида. Обеспечение речевого сопровождения выполняемых действий.
- Оказание помощи должно носить непрерывный характер, т.е. информация о лице, нуждающемся в оказании ситуационной помощи должна передаваться «по цепочке» от одного сотрудника к другому, в соответствии с разработанным алгоритмом.
- Оказание помощи не должно причинить вред, не должно навязываться. При оказании помощи необходимо соблюдать нравственно-правовые принципы общения и взаимодействия.
- При взаимодействии с инвалидами должны соблюдаться общепризнанные нравственно-правовые принципы общения: уважительность, гуманность, вежливость, неразглашение медицинской тайны, конфиденциальность, невмешательство в сферу личной жизни гражданина, преобладание индивидуального подхода к человеку.
- При разговоре с инвалидом обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику жестового языка, которые присутствуют при разговоре.
- При знакомстве с человеком с инвалидностью и лицами с ограниченными возможностями, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.
- При встрече с человеком с нарушениями зрения обязательно представляются все присутствующие. Если общая беседа в группе, не забывать пояснять, к кому в данный момент обращаются.
- В случае предложения помощи необходимо ожидать пока ее примут, а затем поинтересоваться, что и как делать.
- К ребенку допустимо обращаться по имени, к взрослому – по имени и отчеству; говорить с человеком с инвалидностью нужно обычным голосом и языком (только в случае общения со слабослышащим, можно увеличить громкость, а с инвалидом с нарушениями умственного развития – перейти на общение на ясном языке). Обращаться к ним по имени и на ты, только в случае знакомства.
- При разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его внимательно. Необходимо быть терпеливым, не поправлять, не перебивать его и не договаривать за него.
- Избегать конфликтных ситуаций. Внимательно слушать человека с инвалидностью и стараться слышать его. Регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия. Стараться цивилизовано противостоять манипулированию. Обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений.
- Код «В» – инвалид передвигается в коляске (нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) при передвижении вне дома).
- Код «С» – инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации (нуждается в помощи (сопровождение) посторонних лиц (персонала) вне дома).
- Код «Е» – инвалид ограничен в самообслуживании (безрукий либо не действует руками, нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) в самообслуживании и других ручных действиях вне дома).
- Код «К» – инвалид слепоглухой, значительно ограничен в ориентации (нуждается в сопровождении лицом, осуществляющим помощь вне дома; при формальных взаимоотношениях вне дома нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) вне дома).
- Код «М» – инвалид глухонемой или глухой (при формальных взаимоотношениях вне дома нуждается в услугах посторонних лиц (персонала)и в предоставлении индукционной петли).
- Код «Н» – инвалид ограничен в общении и контроле за своим поведением (составляют инвалиды с выраженными (тяжелые проблемы) нарушениями умственных функций).
- Выделение на стоянке учреждения специальных парковочных мест для автотранспорта инвалидов
- Оборудование зданий и сооружений элементами доступности (пандусы, поручни, широкие дверные проемы, лифт, вызов персонала и другие) в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами
- Оборудование элементами доступности зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений
- Наличие в учреждении технических средств реабилитации, позволяющих передвигаться по территории и внутри зданий (кресло-коляска, каталка, лифт, пандусы), в том числе в соответствии с кодами
- Код «В» – наличие входного пандуса, широкого дверного проема при входе в учреждение, лифта внутри учреждения для доступа инвалидов на коляске на 1 этаж, широких дверных проемов при входе в кабинеты учреждения, надписей в легкочитаемой и понятной форме, в т.ч. на информационных стендах, с учетом их доступности для инвалидов-колясочников
- Код «Е» – оборудование широкими дверными ручками дверей входных групп, а также дверей помещений зданий (сооружений), востребованными инвалидами. Оснащение туалетных комнат специальным оборудованием для инвалидов: сенсорным смесителем для раковин, сенсорной сушилкой для рук, поручнями, кнопкой вызов и т.п.
- Код «С» – дублирование внутри учреждения информации
- Код «М» – наличие письменной информации об оказываемых услугах внутри учреждения.
- Наличие наружной информации о доступности учреждения
- Инвалидная коляска – неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида – то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
- Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь. Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
- Если Вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
- Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.
- Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
- Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.
- Необходимость пользоваться инвалидной коляской – это не трагедия, а способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.
- Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. Все это надо выяснить и учитывать при движении. Предлагая свою помощь, направляйте человека
- Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят
- Если это важный документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом
- Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону
- Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих
- Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет
- Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь
- Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его
- Вполне нормально употреблять слово "смотреть". Для незрячего человека это означает "видеть руками", осязать
- Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами
- При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним, передвигайтесь на лифте. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений
Действия персонала при оказании ситуационной помощи
- Санитарка первого этажа
- выходит на улицу, открывает входные двери. Оказывает помощь при входе в здание (пациенту на костылях предоставляет (при необходимости) кресло-коляску, оказывает помощь при перемещении в кресло-коляску
- оказывает помощь при передвижении пациента на кресле-коляске по пандусу в фойе здания
- помогает раздеться в гардеробе
- сообщает фельдшеру доврачебного кабинета (кабинет 113) о посещении пациента с ограничением передвижения
- сопровождает пациента в регистратуру для оформления документов и далее при передвижении пациента до кабинета (при необходимости)
- в случае необходимости консультации другого специалиста или посещения диагностических кабинетов (R-кабинет, ЭКГ, лаборатория и др.) санитарка оказывает помощь при передвижении внутри здания, сопровождает пациента до кабинета (при необходимости)
- по окончании приема сопровождает пациента до гардероба
- оказывают помощь при одевании и раздевании
- оказывает помощь при выходе из здания
- Фельдшер доврачебного кабинета
- узнает о цели посещения
- оказывает необходимую доврачебную помощь, составляет маршрут пациента на основании жалоб, осмотра, предполагаемого диагноза
- приглашает врачей – специалистов в доврачебный кабинет для оказания необходимой медицинской помощи при необходимости
- дает указания санитарке по дальнейшему маршруту сопровождения пациента
- Санитарка первого этажа
- встречает слепого инвалида
- помогает войти в здание
- берет пациента под локоть и сопровождает до гардероба, помогает раздеться
- сообщает фельдшеру доврачебного кабинета (кабинет 113) о посещении слепого пациента
- сопровождает пациента в регистратуру для оформления документов и далее при передвижении пациента до кабинета (при необходимости)
- в случае необходимости консультации другого специалиста или посещения диагностических кабинетов (R-кабинет, ЭКГ, лаборатория и др.) санитарка оказывает помощь при передвижении внутри здания, сопровождает пациента до кабинета (при необходимости)
- по окончании приема сопровождает пациента до гардероба
- оказывают помощь при одевании и раздевании
- оказывает помощь при выходе из здания
- Фельдшер доврачебного кабинета
- узнает о цели посещения
- оказывает необходимую доврачебную помощь, составляет маршрут пациента на основании жалоб, осмотра, предполагаемого диагноза
- приглашает врачей – специалистов в доврачебный кабинет для оказания необходимой медицинской помощи при необходимости
- дает указания санитарке по дальнейшему маршруту сопровождения пациента
- Санитарка первого этажа
- встречает пациента на улице (на входе в здание)
- открывает и закрывает входные двери
- приглашает фельдшера доврачебного кабинета
- оказывают помощь при одевании и раздевании
- оказывает помощь при выходе из здания
- Фельдшер доврачебного кабинета
- выясняет причину и цель посещения
- оказывает необходимую доврачебную помощь, составляет маршрут пациента на основании жалоб, осмотра, предполагаемого диагноза
- приглашает врачей – специалистов в доврачебный кабинет для оказания необходимой медицинской помощи при необходимости
- дает указания санитарке по дальнейшему маршруту сопровождения пациента
При посещении учреждения инвалидам с кодом «К», ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам сотрудником учреждения при возникающих затруднениях:
- сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход)
- ознакомление с расположенной в учреждении информацией
- помощь в заполнении документов (уточнить информацию)
При посещении учреждения пациент с кодом «М» обращается с сопровождающим лицом. Во время пребывания пациента в учреждении сопровождающий сопровождает по территории учреждения, знакомит с письменной информацией о проводимых в учреждении мероприятиях.
При отсутствии сопровождающего регистратор регистратуры знакомит пациента с письменной информацией о порядке оказания медицинской помощи, осуществляет помощь при записи на прием.
При посещении учреждения пациента с кодом «Н» ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам санитаркой первого этажа при возникающих затруднениях:
- сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход)
- ознакомление с расположенной в учреждении информацией
- помощь в заполнении документов (уточнить информацию)
В случае неисправности лифта медицинская помощь пациенту с ограниченными возможностями оказывается в доврачебном кабинете (ином кабинете приема) на первом этаже.